Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 35 человек

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 до 4 ЛЕТ

Дата: 8 апреля в 11:08, Обновлено 8 апреля в 11:17

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Называет свое имя, возраст, имена родителей, других членов семьи, сверстников.
  • Называет  части  своего  тела,  половую  принадлежность  (свою  и сверстников), идентифицирует себя с представителями своего пола.
  • Умывает  лицо,  моет  руки,  чистит  зубы  (под  наблюдением  взрослого),  пользуется предметами  личной  гигиены,  соблюдает  последовательность  и способы  одевания и раздевания.
  • Правильно  пользуется  столовыми  приборами  и столовыми  принадлежностями  (не зажимает  ложку,  вилку  в кулаке;  вытирает  рот  бумажной  салфеткой  и др.),  соблюдает культуру  поведения  за столом  (ест  аккуратно,  хорошо  пережевывает  с закрытым  ртом, после еды благодарит и др.).
  • Соблюдает элементарные правила безопасного поведения дома, в группе, на улице, на  дороге  (осторожно  спускается  по лестнице,  не  приближается  к открытому  окну, балконной  двери,  не  играет  с огнем,  не  выходит  за пределы  участка  детского  сада,  не подходит к бездомным животным).
  • Проявляет  доброжелательность  к членам  семьи,  другим  взрослым  и сверстникам, применяет начальные формы культурного общения  (приветливо  здоровается, прощается, доброжелательно  обращается  с просьбой,  предложением  и др.),  проявляет  сочувствие к окружающим  (гладит  по голове,  обнимает  нуждающегося  в утешении  взрослого и сверстника и др.).
  • Различает  эмоциональное  состояние  сверстников  и взрослых  (радость,  грусть, удивление, страх, обиду).
  • Задает  вопросы,  связанные  с познанием  рукотворного  мира,  использует обобщающие понятия названий предметов.
  • Называет профессии людей, которые создают предметы рукотворного мира, орудия труда.
  • Отражает  в играх  разные  сюжеты,  осуществляет  ролевое  взаимодействие посредством  предметно-игровых  действий,  действует  в соответствии  с правилами  игр, игровой задачей, дополняет игровую обстановку недостающими предметами.
  • Участвует  (под  руководством  взрослого)  в наведении  порядка  в игровой  комнате, в группе, на участке; в уходе за растениями и животными в уголке природы и т.д.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательная активность

  • Проявляет  повышенный,  устойчивый  и избирательный  интерес  к окружающим предметам, явлениям социального мира, выражает положительные эмоции.
  • Проявляет  самостоятельность  и поисковую  активность  в познавательно-практической  деятельности:  экспериментирует  со знакомыми  и новыми  предметами, объектами живой и неживой природы.
  • Использует  в совместной  деятельности  со взрослым  элементарные  опыты  для установления  причинно-следственных,  родо-видовых,  пространственных  и временных отношений между предметами или явлениями.
  • Задает  взрослому  и сверстнику  разные  познавательные  вопросы:  определительные (Какой? Сколько? Где? Куда?), причинные (Почему? Зачем? Для чего?).
  • Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие)
  • Применяет  разнообразные  перцептивные  действия  при  обследовании  предметов, восприятии явлений (рассматривание, слушание, прикосновение, ощупывание и др.).
  • Различает основные цвета предметов и объектов природы (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый и др.).
  • Сравнивает  и различает  геометрические  фигуры,  использует  эталоны в конструировании,  аппликации,  рисовании  (круг,  квадрат,  треугольник, прямоугольник, овал, ромб, шар, куб, цилиндр, призма).
  • Сравнивает  и подбирает  предметы  по заданным  взрослым  контрастным  величинам (большой-маленький,  высокий-низкий,  длинный-короткий,  широкий-узкий,  толстый-тонкий).
  • Различает  и показывает  похожие  качества  и свойства  в разных  предметах и различные  в одном  предмете,  подбирает  пару  к предмету  с заданным  свойством (по форме, величине, цвету).
  • Называет  общепринятые  в культуре  вербально  обозначаемые  эталоны  формы, величины, пространства, цвета, времени.
  • Сравнивает  и анализирует  иллюстрации,  игрушки,  предметы,  последовательно  их рассматривает, сосредоточенно слушает, выделяет отдельные образы.
  • Соотносит и показывает на картинках временные интервалы (вчера, сегодня, завтра; день,  ночь,  утро,  вечер;  времена  года)  относительно  значимых  моментов жизнедеятельности и основных природных признаков.

Развитие внимания и памяти

  • Сосредоточивает  внимание  на  внешне  привлекательных  объектах  и явлениях природы, личностно значимых событиях (ситуациях), интересной деятельности в течение 10–15 мин (концентрация и устойчивость внимания).
  • Замечает,  показывает  и называет  новые  предметы  и их  свойства,  анализирует новизну  (изменения)  в окружающей  обстановке,  собственном  внешнем  облике и внешности других людей, настроении.
  • Сохраняет внимание на 4–5 объектах (объем внимания).
  • Вербально воспроизводит непроизвольно накопленные в памяти образы  (о том, как провел выходной день, какого видел котика и др.).
  • Называет домашних и диких животных, предметы одежды, посуды, виды транспорта и др.,  используя  основной  мнемический  прием  (многократное  повторение),  а также приемы ассоциаций, группирования.
  • Запоминает яркий наглядный материал, с которым действует (5–7 объектов).
  • Запоминает  и воспроизводит  фрагменты  музыкальных  и художественных произведений  (стихотворение,  сказку,  рассказ,  песенки,  потешки,  элементарный ритмический рисунок).
  • Выполняет  поручения,  соблюдает  порядок  выполнения  операций  в игре  и других видах деятельности.

Развитие мышления

  • Сравнивает  предметы  друг  с другом  и с помощью  взрослого  делает  вывод  об их взаимозависимостях.
  • Сравнивает  и анализирует  внутренние  свойства  предметов,  активно экспериментируя  с ними,  используя  образы  восприятия,  представления  памяти, мыслительные  процессы  анализа  (выделяет  отдельные  части  объекта),  сравнения и обобщения в поиске причин и способов решения практических задач.
  • Принимает  и ставит  цель  своей  деятельности,  представляет  конечный  результат своих действий.
  • Классифицирует  предметы  и явления,  группируя  их  по разнообразным  признакам, как внешним (цвет, форма, размер), так и функциональным (катится, скользит, разрезает).
  • Анализирует  способы  решения  проблем  (достать шапочку  для  прогулки  с высокой полочки), преодоления  затруднений  в игре  (не хватает игрушки,  сверстник отказывается играть  вместе,  поделиться  игрушкой),  используя  аналогии,  основываясь  на  собственном чувственном опыте, житейских ситуациях, прочитанных взрослыми произведениях.
  • Выделяет  «лишний»  предмет  в представленном  ряду  или  несоответствие в логической цепочке.

Развитие воображения

  • Отличает реальность и вымысел.
  • Демонстрирует способы «опредмечивания» при создании воображаемой ситуации – превращение  квадрата  в будку  для  собачки  (первоначально  символы  заимствуются из знакомых сюжетов, а затем создаются самостоятельно).
  • Воображает разные действия с предметом.
  • Действует  в воображаемой  ситуации:  использует  ролевую  речь  в разговоре с партнером по игре.
  • Наделяет игровых героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.
  • Применяет  приемы  творческого  воображения  (соединение  в целостный  образ отдельных частей разных объектов), гиперболизацию.
  • Словесно  описывает  фантастические  образы  и реальные  предметы,  явления  и их свойства.
  • Образовательная область «Элементарные математические представления»
  • Использует действия наложения, приложения, графического соотнесения.
  • Устанавливает  количественные  отношения  между  двумя  группами  предметов  или изображений  практическим  путем,  используя  действия  наложения,  приложения, графического соотнесения.
  • Оперирует  понятиями  «много»,  «один»,  «два»,  «три»,  «столько-сколько», «поровну», «одинаково», «больше», «меньше» адекватно ситуации и заданному вопросу.
  • Отвечает на вопросы: Сколько? Чего больше? Чего меньше?
  • Называет  и показывает  параметры  величины  предмета  или  изображения  (длину, ширину,  высоту,  толщину)  и величину  в целом;  величинные  характеристики  предметов или  изображений  («длинный»,  «короткий»;  «низкий»,  «высокий»;  «широкий»,  «узкий»; «толстый», «тонкий»; «большой», «маленький»).
  • Группирует  и классифицирует  предметы  по одному  из признаков  (параметр величины или величина в целом, форма, цвет, принадлежность к понятию).
  • Строит  сериационный  ряд  (упорядоченный  в убывающем  или  возрастающем по величине порядке) из 3–5 предметов.
  • Называет,  показывает  и обследует  геометрическую  фигуру  (круг,  квадрат, треугольник,  шар,  куб,  цилиндр  и др.)  осязательно-двигательным  путем  под контролем зрения.
  • Распознает части  суток  (утро, день,  вечер, ночь) и времена  года  (зима,  весна, лето, осень)  по словесному  описанию,  изобразительной  наглядности,  опыту  собственной деятельности и наблюдений явлений природы.
  • Ориентируется  на  листе  бумаге,  на  себе,  в знакомом  пространстве,  соблюдая ориентиры сагиттального направления (правой-левой стороны).
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.