Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 36 человек

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 до 6 ЛЕТ

Дата: 9 апреля в 09:49, Обновлено 9 апреля в 09:50

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Называет  домашний  адрес,  имя,  отчество,  фамилию  свою,  взрослых,  номер домашнего телефона.
  • Выражает  (вербально)  свои  эмоциональные  состояния,  переживания,  чувства, поступки («я рад», «я сердит» и др.), оценивает их с позиции моральных норм (хорошо – плохо).
  • Осознает  значение  семьи  в жизни  человека,  рассказывает  о своей  семье,  доме, совместном отдыхе и др., проявляет любовь к родителям.
  • Самостоятельно  выполняет  гигиенические  процедуры,  правильно  пользуется столовыми  приборами  (ложкой,  вилкой,  ножом),  соблюдает  правила  приема  пищи и поведения за столом.
  • Выполняет правила сохранения и укрепления  здоровья  (соблюдает распорядок дня, употребляет продукты, полезные для здоровья и др.).
  • Различает  признаки  хорошего  и плохого  самочувствия,  обращается  за помощью к взрослому при плохом самочувствии, осознает важность оказания первой помощи  (под наблюдением взрослого).
  • Выполняет правила безопасного поведения  в быту, на  улице,  в природе,  соблюдает правила  дорожного  движения  (переходит  проезжую  часть  по пешеходному  переходу и др.),  осознает  последствия  при  невыполнении  правил  поведения  в потенциально опасных для жизни и здоровья ситуациях  (при пожаре – не прятаться,  звать взрослых на помощь и др.).
  • Соблюдает  правила  поведения,  культуры  общения  в обществе  сверстников, налаживает  с ними  дружеские  взаимоотношения:  играет  вместе,  помогает,  подчиняется общим интересам и правилам и др., разрешает конфликты мирным путем (договаривается, извиняется,  обращается  ко  взрослому  и др.),  применяет  способы  элементарного самоконтроля  и саморегуляции  во  взаимоотношениях  с окружающими  сверстниками и взрослыми (ведет себя спокойно, сдерживает свои негативные побуждения).
  • Называет  родной  город  (поселок),  страну,  ее  столицу,  их  достопримечательности, природные символы Беларуси (зубр, аист, цветок льна и др.), понимает их значение.
  • Определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет, с какими государствами граничит.
  • Называет  государственные  символы Республики Беларусь  (флаг,  герб,  гимн),  знает правила  поведения  на  церемонии  подъема  Государственного  флага  и исполнения
  • Государственного гимна Республики Беларусь, людей, прославивших Беларусь.
  • Различает  и называет  белорусские  народные  промыслы  (ткачество,  гончарство, соломоплетение,  резьба  по дереву),  предметы  декоративно-прикладного  искусства Беларуси  (изделия  из льна,  глины,  соломки,  лозы  и др.),  компоненты  национального костюма, блюда народной кухни.
  • Узнает  и называет  предметы,  облегчающие  труд  взрослых:  выделяет  их  признаки, функции, предназначение.
  • Называет  профессии  людей  (воспитатель,  учитель,  строитель,  обувщик,  художник, библиотекарь  и др.),  их  орудия  труда,  понимает  значимость  результатов  их  труда  для семьи, города.
  • Называет  предприятия  Беларуси  по производству  одежды,  обуви, мебели,  бытовой техники и т.д.
  • Применяет  основные  экономические  понятия  (деньги,  бюджет,  цена  и др.), устанавливает  причинно-следственные  связи  между  понятиями  «труд» –  «продукт» – «деньги», различает деньги по внешнему виду, по ценности, названию.
  • Проявляет активность в совместной игре со сверстниками, умеет организовать игру, согласовывает  игровой  замысел  и выбор  роли  со сверстниками  (считалка,  жребий), учитывает  свои  интересы  и интересы  партнера,  решает  конфликты  в игре  на  основе мирного соглашения, действует в соответствии с игровым замыслом и правилами.
  • Проявляет  самостоятельность  в разных  видах  трудовой  деятельности (самообслуживании,  хозяйственно-бытовом  труде,  труде  в природе,  ручном  труде), целостно выполняет трудовые действия, осуществляет самоконтроль; испытывает чувство удовлетворения  от качества  результатов  своего  труда,  бережно  относится  к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых.

​​​

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательная активность

  • Проявляет  любознательность,  познавательные  интересы  к явлениям  природной, предметной и социальной среды, недоступным внешнему наблюдению.
  • Проявляет  самостоятельность  и настойчивость  в познавательно-практической деятельности,  установлении  причинно-следственных  связей,  инициативу  в решении познавательных задач.
  • Проявляет  избирательный  интерес  к коллекционированию  и другим  видам  детской деятельности.
  • Проявляет устойчивый интерес к определенной области познания (природа, музыка, техника),  разнообразные  интеллектуальные  чувства  и эмоции  (удивление,  сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях и др.).
  • Задает  взрослым  и сверстникам  большое  количество  разнообразных  вопросов: определительные  (Девочки  любят  играть  с куклами?,  А сосулька  сладкая?),  причинные(Почему  корова  ест  зелёную  траву,  а молоко  у неё  белое?,  Зачем  делают  прививки?),вопросы-гипотезы (Курица клюет кота, потому что он хотел съесть цыплят?).
  • Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие)
  • Владеет анализирующим восприятием, наблюдением.
  • Обследует  предметы  последовательно  и системно,  использует  как  свои  способы обследования,  так  и рациональные  приемы,  приобретенные  в процессе  взаимодействии со взрослым при познании предметов, сравнении их функций.
  • Дифференцирует  сенсорные  эталоны  (различает цветовые  тона по шкале  светлоты, выделяет  промежуточные  цвета,  ориентируется  в вариативности  геометрических  форм, различает по пропорциям, величине и количеству углов и др.).
  • Ориентируется  и определяет  временную  последовательность  в неразрывной  связи с деятельностью.
  • Проявляет  эмпатию  ко  взрослым  и сверстникам,  описывает  эмоциональное состояние окружающих по внешним проявлениям: мимике, пантомимике, позе, голосовой интонации (радость, гнев и др.).
  • Определяет  и называет  расположение  в пространстве  собственного  тела и окружающих предметов.

Развитие памяти и внимания

  • Сосредоточивает целенаправленно и длительно внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального в течение 20 и более минут (концентрация и устойчивость внимания).
  • Называет изменения и их причины в предметном и природном мире.
  • Выделяет из общего фона 6–7 однородных объектов (объем внимания).
  • Переключает внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой,  между  малоизвестным  видом  деятельности  и знакомым  (распределение внимания).
  • Запоминает  при  помощи  образно-зрительной  памяти  и на  слух  5–7  объектов,  при использовании приема смысловой группировки – 9 и более объектов.
  • Использует для  запоминания различные приемы:  создания  внешних опор  (подсчет, ассоциация,  мнемосхема,  группировка);  создания смысловых  опор  (классификация, достраивание  материала,  структурирование,  аналогия);  логического  запоминания (подсчет, смысловое  соотнесение, смысловая  группировка);  наглядного  моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов).
  • Владеет  произвольной  регуляцией  внимания  и процессов  памяти  (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий).
  • Рассказывает  и детально  описывает  образы  всех  видов  памяти  (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные).
  • Применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки).

Развитие мышления

  • Обобщает  понятия,  называет  общие  свойства  предметов  и явлений,  устанавливает причинно-следственные  связи  и зависимости между  ними  (снег  в тепле  тает,  становится водой – моя варежка стала мокрой, потому что на ней был снег, который нагрелся от моей руки и растаял).
  • Осуществляет  мыслительный  анализ:  выделяет  детали  и систему  признаков (свойств)  объектов  (воспринимая  предмет  или  явление;  воспроизводя  образ  объекта по памяти).
  • Устанавливает  сходство  и различие  между  объектами;  выделяет  существенные признаки  сравниваемых  объектов;  выполняет  многостороннее  (полное,  по всем признакам) сравнение объектов.
  • Группирует  объекты  по заданному  признаку  с опорой  на  зрительный  образец  и на представления,  по самостоятельно  найденному  основанию,  определяя  основание объединения  в группу  заданной  совокупности  объектов,  классифицирует  объекты по обобщающему слову.
  • Устанавливает закономерности с опорой на зрительный образец.
  • Устанавливает  разные  отношения  между  предметами  и объектами: противоположности;  последовательности;  функциональные:  род –  вид;  целое –  часть; причина – следствие.
  • Выполняет  сложные  инструкции,  осознанно переходя  от одного  вида  деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности.
  • Выявляет  и называет  разнообразные  противоречия  в явлениях  природы  (ранним летним  утром  нет  росы  на  траве),  предметном  мире  (нож  не  режет),  наблюдаемых проявлениях социальной жизни (сверстник берет игрушку без спроса).
  • Выбирает  самостоятельно разные  способы  экспериментирования  (что предпринять, когда «тормозит» игрушечный поезд: попробовать самому или спросить у папы).
  • Принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи.

Развитие воображения

  • Произвольно и самостоятельно создает образы воображения.
  • Сочиняет развернутые и последовательные истории.
  • Сочиняет и воображает в различных видах деятельности.
  • Проявляет творческую инициативу во всех видах деятельности.
  • Применяет  широкий  круг  замещающих  действий,  образов,  символов (перевоплощений  в игре,  театральной  деятельности,  привычной  бытовой  деятельности, сочинительстве собственных историй).
  • Использует  различные  приемы  создания  образов  в воображении  (комбинирование, типизация, смешение  признаков,  акцентирование,  преувеличение,  преуменьшение, уподобление).
  • Отличает вымысел от реальности.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.