Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 35 человек

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 до 5 ЛЕТ

Дата: 8 апреля в 12:17

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ

И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

  • Называет  свое  имя,  фамилию,  возраст;  имена  и отчества  родителей  и других близких, сотрудников учреждения дошкольного образования.
  • Проявляет  интерес  к себе  (рассматривает  свои  фотографии  в разных  возрастах и ситуациях),  рассказывает  о себе,  своем  внешнем  виде,  качествах  личности,  сравнивает себя со сверстниками, позитивно оценивает себя и сверстников, осознает свои социальные роли (сын, дочь, брат, сестра, друг).
  • Выполняет  самостоятельно  навыки  самообслуживания,  гигиенические  процедуры (умывается, моет руки, чистит зубы и др.).
  • Соблюдает  правила  культурного  поведения  за столом,  правильно  пользуется столовыми  приборами  (держит  вилку  в левой  руке,  нож  в правой  руке  и т.д.;  сохраняет правильную  посадку  во  время  еды  (сидит  прямо,  не  откидывается  на  спинку  стула,  не расставляет локти и др.).
  • Соблюдает  правила  бережного  отношения  к своему  здоровью  (ест  только  мытые овощи, моет руки с мылом, переодевается, если вспотел, и др.).
  • Применяет  правила  безопасного  поведения  в доме,  на  улице,  в природе, потенциально опасных ситуациях (потерялся, встретился с незнакомцем и др.), соблюдает правила безопасного катания на велосипеде, самокате, санках и лыжах (под наблюдением взрослого).
  • Умеет набирать номер телефонов пожарной службы, милиции, скорой помощи.
  • Различает эмоциональное состояние окружающих сверстников и взрослых (веселый, добрый,  грустный),  регулирует  свое  поведение  в соответствии  с ситуацией  общения, половозрастными  особенностями  его  участников,  выражает  свою  привязанность к близким: обнимает, помогает и др.
  • Устанавливает  и поддерживает  межличностные  контакты  с окружающими взрослыми  и сверстниками,  применяет  элементы  речевого  этикета  (обращается к сверстнику по имени,  разговаривает  в доброжелательном  тоне, приветливо  отвечает на вопросы, предлагает поиграть в игру и др.).
  • Соблюдает  правила  культурного  поведения  в общественных  местах:  громко  не разговаривает, не толкает сверстников, не мусорит и др.
  • Узнает  и называет  основные  достопримечательности  родного  города,  столицы Республики Беларусь, ее государственные символы, людей, прославивших Беларусь.
  • Выделяет  особенности  предметов  рукотворного  мира  близкого  и далекого окружения, их пользу для человека.
  • Различает  и называет  распространенные  виды  транспорта  по среде  передвижения (наземный, воздушный, подземный); по назначению (грузовой, пассажирский).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательная активность

  • Проявляет  любознательность,  познавательные  интересы  к предметам,  явлениям, событиям, находящимся за пределами непосредственного восприятия и детского опыта.
  • Проявляет склонность к определенной области познания (природа, музыка, техника).
  • Демонстрирует элементы избирательного интереса к коллекционированию (собирает камушки,  фантики),  рисованию,  конструированию,  игре  в куклы  или  к компьютерным играм.
  • Проявляет  избирательные  интересы,  повышенную  познавательную  активность в форме  разнообразных  вопросов  причинно-следственного,  гипотетического  характера (Почему?  Зачем? Каким  образом? А что  будет,  если  ...  ? Девочка  плачет,  потому  что потерялась? А верблюд кушает хлеб?).

Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие)

  • Обследует  самостоятельно  предмет  познания  с помощью  разнообразных перцептивных  способов  (рассматривает,  прислушивается,  ощупывает,  пробует  на  вкус, определяет запах).
  • Различает  и называет  отдельные  свойства  предметов  (цвет,  форму,  величину, пространственные характеристики), определяет основание для их классификации (это все красные – по цвету; это все круглые – по форме).

Развитие внимания и памяти

  • Сосредоточивает  внимание  на  привлекательной  деятельности  в течение  15  и более минут (концентрация и устойчивость внимания).
  • Длительно  и целенаправленно  наблюдает  за происходящим  вокруг  (поведением животных,  ростом  растений,  сезонными  изменениями  погоды,  работой  транспорта, трудом людей и др.), выделяет новизну.
  • Воспринимает одновременно 5–6 объектов (объем внимания).
  • Запоминает  зрительные,  осязательные,  слуховые,  обонятельные,  вкусовые, двигательные, эмоциональные образы объектов и предметов.
  • Использует  для  запоминания  как  простые  (повторение,  проговаривание  материала шепотом), так и сложные мнемические приемы  (установление ассоциативных связей при припоминании,  аналогии,  элементарное  обобщение  по сходным  признакам,  соотнесение с ранее усвоенным).
  • Рассказывает детально и конкретно о запечатленных в памяти образах, событиях.
  • Запоминает  интересный материал,  с которым  действует,  на  который  эмоционально откликается  (поручения,  способ  действия,  события,  стихи,  сказки,  поговорки,  считалки, загадки и др.).

Развитие мышления

  • Анализирует,  сравнивает,  обобщает  понятия,  суждения,  самостоятельно  делает умозаключения.
  • Группирует и классифицирует предметы и объекты природы, определяет основание для их классификации (это все красные – по цвету; это все круглые – по форме), обобщает(дикие животные, ягоды, транспорт и др.).
  • Переносит  усвоенные  мыслительные  действия  в новые  ситуации,  условия деятельности.
  • Называет  и сравнивает  образы  предметов,  явлений,  ситуаций  с опорой  на  внешние и внутренние, скрытые для непосредственного наблюдения признаки (поступки, качества героев сказок).
  • Оперирует наглядными образами при решении мыслительных задач в дидактических играх.
  • Находит варианты решения проблемных ситуаций с опорой на схемы, модели.
  • Различает  и анализирует  умственные  действия  классификации,  группировки  для решения  мыслительных  задач  в дидактических  играх  («Четвертый  лишний»,  «Что изменилось?» и др.), в проблемных ситуациях, в экспериментировании с предметами при проверке своих предположений (что утонет – что не утонет).
  • Находит  несоответствия  в сложившихся  представлениях,  стремится  утвердиться в правильности своего вывода («Почему и солнце светит, и идет дождь?», «Ветер делают деревья?»).
  • Различает и анализирует комическое и трагическое, прекрасное и безобразное.
  • Различает, сравнивает, анализирует сюжеты сказок, второстепенные детали (наряды героев, описания природных явлений).

Развитие воображения

  • Описывает  внешний  вид  и свойства  предмета  по памяти,  угадывает  предмет по словесному описанию свойств и признаков (воссоздающее воображение).
  • Словами описывает фантазии на заданную тему.
  • Различает  и анализирует  образы  воображения,  создает  их  как  по собственному замыслу,  так  и на  предложенную  тему  (чаще  воспитанники  используют  план-схему известной сказки, модифицируя ее содержание).
  • Вычленяет фантастическое и вымышленное, отличает его от реального.
  • Использует  приемы  создания  образов  воображения  (комбинирование, типизация, смешение признаков, преувеличение, преуменьшение и др.).
  • Воссоздает внешний облик предмета на основе какой-то его части.
  • Образовательная область «Элементарные математические представления»
  • Считает количественным и порядковым счетом до 5–10, соблюдая правила.
  • Находит  единичные  и множественные  группы  предметов  и явлений  в окружающем пространстве.
  • Сравнивает  по отдельным  параметрам  величины  или  по величине  в целом  два предмета или их изображения с помощью предмета-посредника.
  • Группирует и классифицирует предметы по одному-двум признакам.
  • Строит  сериационный  (упорядоченный  в убывающем  или  возрастающем по величине порядке) ряд из 3–5 предметов по образцу или по правилу.
  • Словами  описывает  отношения  по величине  между  элементами  упорядоченных рядов.
  • Называет,  показывает  и обследует  геометрическую  фигуру  осязательно-двигательным путем под контролем зрения.
  • Определяет форму предмета, называет, опираясь на названия геометрических фигур.
  • Распознает  части  суток  и времена  года  по словесному  описанию,  изобразительной наглядности, опыту собственной деятельности, наблюдений явлений природы, с помощью модели.
  • Ориентируется  на  листе  бумаги,  на  себе,  в знакомом  пространстве,  двигается в заданном направлении.
  • Обозначает последовательность событий с помощью стрелки.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.