Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 35 человек

Воспитание без насилия

Дата: 17 марта в 14:53

  На заметку родителям от психолога

 Если между родителями и детьми существуют отношения подлинной любви, духовной близости, взаимного уважения, доверия, то такие дети будут в жизни твердо стоять на ногах и станут прочной опорой родителям в будущем. 

 Определение слова "семья" подразумевает равенство ее членов - родителей и детей, отношения которых строятся на принципах личной свободы, доверия и любви. Задача родите­лей - создать своему ребенку условия для полноценного разви­тия, помочь ему осознать свою неповторимость, индивидуаль­ность, реализовать личностный потенциал. Семья должна стать тем жизненным пространством, в котором маленький человек будет чувствовать себя спокойно и комфортно. Американский ученый А. Фромм подчеркивает, что ребенок полностью зави­сит от нас; самое полезное и приятное, что мы можем дать ему, ­"это убеждение, что мы любим его и всегда готовы помочь". Для создания такой атмосферы нужно соблюдать правила: "меньше ругать - больше хвалить; меньше наказывать - боль­ше любить; меньше требований - больше последовательности; меньше жалоб - больше жизнелюбия; меньше угроз - больше радости". Радостные минуты детства - основа формирования счастливого человека. Чем больше таких минут в жизни ребен­ка, тем счастливее и полноценнее будет его будущая жизнь.

   Воспитание без насилия предполагает предоставление де­тям столько свободы, сколько необходимо для самостоятель­ного принятия ими решений. Не следует подавлять инициати­ву, волю и чувства ребенка. Он лучше готов к самостоятельным действиям, если ему часто предоставляется право выбора. Ре­бенок включается в процесс самовоспитания, зная, что за со­вершенный поступок необходимо нести ответственность. Огра­ничение свободы детей неизбежно ведет к ограничению их от­ветственности за свои поступки. Родители должны сами решать, в какие моменты и в какой мере предоставлять свободу своему ребенку.

   К самостоятельности приучать детей нужно постепенно, с ранних лет. Пусть малыш сам выберет, что ему съесть на завт­рак или ужин, как одеться на улицу, что купить за подаренные деньги, какого цвета будут его новые туфли, кто будет его другом. Можно ненавязчиво подсказать, изложить свою точку зре­ния. В спокойной домашней обстановке целесообразно обсу­дить поступки окружающих, помочь своему ребенку разобрать­ся в сложившейся ситуации. Не следует жалеть времени для бе­сед с сыном (дочерью).

   Некоторым родителям нравится мелкая опека над своими детьми. У таких мам и пап сформировалось чувство собствен­ной незаменимости. Они не позволяют ребенку свободно мыс­лить, рассуждать, высказывать личное мнение, навязывают свою точку зрения, повторяя при этом: "Я лучше знаю, что тебе нужно". Некоторые родители запрещают ребенку заниматься любимым делом (например, лепить, клеить, рисовать и др.), заботясь лишь о чистоте и уюте квартиры, но не о развитии его творчества. Другие же заставляют детей посещать престижные и популярные кружки (например, занятия иностранными язы­ками, музыкой и др.), не спрашивая о желании самого ребен­ка, нарушая тем самым его права на собственное мнение, на отдых и др. Следует задуматься: сможет ли их ребенок стать самостоятельным в таких условиях?

   Бывает и наоборот, когда родители не интересуются внут­ренним миром своих детей, их проблемами и переживаниями. Тогда сын или дочь начинает думать о том, что родителей бес­покоит лишь благополучный исход дела, и за свои ошибки и неудачи он будет наказан. Там, где действиями ребенка руко­водит страх, накапливается отрицательный опыт. Страх нака­зания заставляет детей обманывать, скрывать от родителей свои неприятности и совершать новые ошибки. Дети замыка­ются, перестают рассказывать о своих неудачах. Позднее вста­ет острая проблема - ребенок не желает общаться с родителя­ми, не считает нужным рассказывать им о своих делах. Дети совершают дерзкие, необдуманные поступки, стараясь при­влечь внимание отца и матери к своим проблемам. Как прави­ло, протесту детей родители пытаются противостоять путем установления железной дисциплины в обращении с ними, при­меняя насилие.

   Желая наказать ребенка за отдельный проступок, взрослые часто начинают обобщать негативные стороны его характера, отрицательно оценивать его личность в целом, вспоминать давние ошибки. В разговоре с детьми они употребляют выра­жения типа: "Вечно ты мне врешь!", "Все дети как дети, а ты ... ", "Ты мое наказание!", "У тебя, как всегда, не получается" и т.п. Это приводит к формированию у ребенка заниженной само­оценки, негативного отношения к себе.

   Многие дети смиряются с бесправным положением в семье, не высказывают протеста, подавляют свои желания, становят­ся зажатыми, скрытными. Они беспрекословно выполняют любые требования со стороны родителей, учителя. Адаптиру­ясь к миру взрослых, они боятся высказать свое мнение, стара­ются не противоречить старшим. "Такая адаптация основана на полном повиновении, ведущем к отрицанию личности ребен­ка. При этом ребенок становится ... объектом оскорбления и грубого обращения, которого сам взрослый никогда не вынес бы". Родители критикуют своего ребенка за каждую детскую шалость, мелкую провинность, придираются к его поступкам. В такой обстановке дети становятся безразличными, безли­кими.

   Авторитарный стиль воспитания, основанный на принуж­дении, в некоторых случаях заставляет ребенка, наоборот, со­противляться, защищаться от грубости и несправедливости взрослых, прибегая к агрессии. Агрессия - это попытка изме­нить сложившуюся ситуацию.

   Стремясь подчинить детей своим требованиям, некомпе­тентные в вопросах воспитания взрослые используют по отно­шению к своим детям различные виды насилия (физическое, моральное, психологическое).

   Физическое насилие выявляется в нанесении травм ребен­ку при избиении или при ранении другими способами или при лишении его жизни.

   Моральное насилие над ребенком зак­лючается в унижении его достоинства, словесном оскорблении, брани, угрозах в его адрес, демонстрации неприязни к нему, а также в уничижительном сравнении с другими детьми.

   Пси­хическое насилие выражается в воздействии на психику ребен­ка путем запугивания, угроз, с целью сломать волю ребенка к сопротивлению, к отстаиванию своих прав.

   Для маленького человека одинаково обидно, оскорбитель­но и унизительно физическое, психологическое и моральное наказание. По мере взросления ребенка психологическое нака­зание становится более страшным и ранящим душу, чем физи­ческое. Ребенок начинает понимать, что физическая боль прой­дет, а в памяти останутся грубые и обидные слова, неприязнь и отчуждение. Родители - самые дорогие люди для ребенка, это эмоциональный мир, в котором он живет. И если этот мир его отторгает, не принимает, то для каждого из детей это становит­ся трагедией.

   Рано или поздно каждый родитель сталкивается с необхо­димостью наказания. Одни родители выбирают жестокие ме­тоды наказания, унижающие достоинство ребенка, а другие ищут более гуманные способы воздействия на него. Жестокое наказание не воспитывает детей, а лишь заставляет поступать по-другому. Один проступок ребенок заменяет другим, хотя суть деяния по-прежнему остается неправильной. В такой си­туации наказание должно помочь осознать, что плохо в про­ступке, оно избавит от чувства вины, научит правильному по­ведению - попросить помощи, исправить последствия, изви­ниться.

   Агрессивное поведение родителей, жестокость по отноше­нию к детям часто вызваны их собственными неприятностями, неудачами, усталостью. Ребенок попадает в зависимость от эмоций, настроения своих родителей, что недопустимо. Нака­зывать нужно в спокойном расположении духа, при этом ста­раться вникнуть в причины, которые привели к ошибке.

   К наказанию предъявляется ряд требований, а именно: уважение к детям, соблюдение такта; последовательность; учет возрастных и индивидуальных особенностей; справедливость; соответствие между отрицательным поступком и мерой нака­зания; твердость и др. (А.Н. Крук).

   Большое значение имеет не только правильное наказание, но и одобрение положительных поступков детей. Полезно го­ворить детям: "Молодец, что убрал свои вещи", "Мне нравит­ся, когда ты выполняешь обещанное", "Спасибо, что помог" и т.д. Такие слова подтверждают мнение ребенка о том, что ро­дители его ценят, укрепляют его уверенность в себе и т.д.

   Иногда бывает, что ребенок ищет выход родительской аг­рессии в отношениях с ровесниками: обзывает и унижает их, кричит на них, замахивается и дерется. У ребенка складывается представление о том, что насилие, принуждение - удобный способ разрешения конфликтов, споров и разногласий. Иног­да насилие над детьми приводит и к негативным последстви­ям: потере аппетита, энурезу (нарушения в физическом разви­тии и здоровье детей), депрессии, отчуждению, зависимости в поведении (эмоциональные нарушения), интеллектуальной медлительности, некомпетентности (когнитивные нарушения), вранью, воровству, агрессии, замыканию в себе (поведенческие нарушения). Подчас возникают ситуации еще хуже - когда ос­корбления детей родителями приводят к суициду (Т.В.Сенько). Так, "по данным исследователей, от 35 до 50 % опрошенных школьников подвергались физическим формам насилия со сто­роны отца, матери или другого близкого человека. К 20 % де­тей оскорбления, брань, физические наказания применялись уже в дошкольном и младшем школьном возрасте".

   Таким образом, воспитание детей всегда начинается с вос­питанности родителей. Контроль родителей над своими поступ­ками, над своим гневом - лучший пример для ребенка. Очень важно выражать свои негативные чувства открыто и мягко, например: "Я недоволен этим поступком", "Я очень злюсь, когда ... ", "Мне это неприятно", "Я расстроен тем, что ... " и т.д.

   Каждый ребенок хочет чувствовать себя уверенно, спокой­но, знать, что его защитят от зла и насилия. Именно на роди­телях лежит основная ответственность за соблюдение его прав, за его безопасность.

   Задача родителей - создать условия для свободного разви­тия ребенка, воспитать творческую личность, уверенную в сво­их силах, верящую в лучшую жизнь.

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.